Загородный рынок, как и городской, активно реагирует на кризис платежеспособного спроса. Но в силу специфики здесь нельзя встретить малогабаритных предложений. Хотя аппетиты жителей деревень и поселков заметно сократились, что не могло не отразиться на структуре спроса.
Специфика рынка загородного не сильно отличается от городского. Стоимость остается самым что ни на есть важным фактором, влияющим на спрос. Правда, не все, что дешево, будет разметаться. Покупатель перестает «клевать» на откровенно сырые проекты, в которых ради экономии пожертвовали комфортом, качеством и сроками реализации.
Участки рулят
Покупатель, как показывают опросы экспертного бюро «Сперанский», в основном интересуются участками — 72% опрошенных. Об этом свидетельствуют и продажи. На втором месте потребительского интереса оказались коттеджи — 22%. Таунхаусы на третьем месте, хотя в прошлом году продажи этого формата держались на высоком уровне. Причем, как указывают эксперты, основные продажи пришлись на проекты всего трех девелоперов: ГК «Кивеннапа», «БизнесСтройГрупп» (с проектом «Вартемяги Парк») и «ЛенСтройГрад» (с проектом «Счастье»). Остальные девелоперы реализовывали свои объекты буквально поштучно, а некоторые проекты были и вовсе приостановлены.
Самые популярные направления — это юг и юго-запад Ленобласти.
Самые востребованные лоты — несомненно, и самые дешевые. Это участки до 1 млн рублей. По данным БН, максимальное количество предложений участков без домостроений Ленобласти находится в ценовом диапазоне от 50 до 80 тыс. рублей и от 80 до 110 тыс. рублей за сотку, что занимает 26,3% и 17,8% соответственно, а также от 110 до 170 тыс. руб. за сотку, что составляет 21% от всего предложения. На рынке земельных участков Петербурга и пригородных районов почти половина предложения приходится на диапазон от 150 до 350 тыс. рублей за сотку. Так что предложений до 1 млн рублей предостаточно.
Если говорить о коттеджах, которыми интересуются потенциальные покупатели, они должны стоить не дороже 3,5 млн рублей, но такое предложение на рынке встречается крайне редко, проще построить дом самому.
«На последней Ярмарке недвижимости мы провели исследование спроса потенциальных покупателей. Почти половина из них ищет для себя объекты на юге либо юго-западе. Граждане понимают, что природа здесь не такая красивая, как на севере или востоке, зато цена куда привлекательнее. По коттеджам также чаще всего ищут недорогие объекты до 3,5 млн рублей. Правда, таких объектов в коттеджных поселках весьма немного. Да и качество их оставляет желать лучшего – скорее всего эти граждане, посмотрев имеющиеся варианты, купят участок и будут строиться самостоятельно», - комментирует итоги исследования руководитель Экспертного бюро «Сперанский» Дмитрий Сперанский.
Простой формат
Сами девелоперы довольно четко понимают, какой формат сегодня наиболее востребован и «работают» конкретно под желания потенциального клиента, который по сути и диктует «успешность» проекта. Все чаще эксперты отмечают, что покупатель приходит на готовый или в высокой стадии готовности объект, не желая рисковать на начальном этапе реализации. Причем зачастую стоимость со старта продаж практически не меняется. Не всегда, конечно.
«Как показывает наша внутренняя статистика, сейчас подавляющее число обращений именно по готовым проектам с полным набором коммуникаций и развитой инфраструктурой, то есть по проектам комфорт-класса, - отмечает директор по продажам ГК «ФАКТ.» Сергей Балуев. - Средняя площадь, которая чаще пользуется спросом – 9-10 соток. По цене в среднем за лот выходит 1,2 млн рублей за участки с коммуникациями. Но в целом цена зависит и от сезонности, и от готовности проекта. К лету мы прогнозируем рост на 10% от стоимости за лот».
«В элитном сегменте наибольшим спросом пользуются готовые дома в завершенных комплексах. Покупатели хотят видеть сложившийся поселок и весьма настороженно относятся к проектам, где еще ничего не построено», - рассказывает управляющий партнер ГК Puzzle Realty Мария Федорова. По ее словам, лучше продаются дома, в которых уже выполнена внутренняя отделка или имеется готовый дизайн-проект, в крайнем случае отрисованные идеи оформления. Наиболее востребованы дома площадью 300-350 кв. м на участках 20-30 соток. При условии хорошей локации такие лоты уходят по 35-45 млн рублей. «Покупатели дорогого жилья обращают внимание на возможность рассрочки: далеко не все готовы сразу вынуть из бизнеса такую сумму. В этом отношении у девелоперских компаний имеется преимущество перед частными застройщиками, которые требуют единовременной оплаты», - добавляет она.
На рынке таунхаусов самый востребованный формат сформировался в силу архитектурной специфики объекта. В двух-трехэтажном строении вряд ли можно выделить секцию в 20-30 кв. м, как умудряются сделать городские застройщики. Хотя как антикризисная мера есть предложения двухэтажных секций площадью 47 кв. м, но это скорее исключение из правил.
«В нашем комплексе таунхаусов «Токкари-Лэнд» самым большим спросом пользуются секции площадью 147 кв. м», - рассказывает директор по маркетингу компании «Гарантъ» Лилия Альхова. По ее словам, покупатели в первую очередь разбирают торцевые юниты, потому что в них участок больше – пять соток вместо двух. «Последние годы мы видим тенденцию, что клиенты не прочь купить более просторные секции, поэтому в следующей очереди у нас будут построены таунхаусы площадью 187 «квадратов», - добавляет она.
«Активнее всего у нас в комплексе Aurinko Бор разбираются секции таунхаусов 140 кв. м. От 7,2 млн рублей. На более просторные объекты интересантов заметно меньше, - отмечает директор по строительству Villa-House (финский концерн Hartela) Юрий Головеров. Он добавляет, что для покупателей таунхаусов принципиально важный параметр – удаленность от города. «Последнее время появляется все больше комплексов, расположенных на значительном удалении от Петербурга. Покупатели самых дешевых секций готовы ехать за 30 и более километров. Но в нашем ценовом сегменте они хотят приобрести секцию не дальше 10-12 км от черты Петербурга», - отмечает он.
Время перемен
Сегодня на загородном рынке можно выбрать практически любой объект по доступной или адекватной цене. Девелопер, который умеет угодить вкусу, желаниям и кошельку клиента, несомненно, сможет продать свой продукт. Кому-то это удается.