Начиная с XIV века, культура Европы резко меняет направление и на смену мрачному Средневековью приходит эпоха Ренессанса (также Возрождение). Родиной ренессанса принять считать Италию, где первые его признаки отмечают уже в XIII веке, тогда как в другие европейские страны ренессанс приходит значительно позднее. Апогея своего расцвета этого движение достигает к концу XV века, после чего его сменяет барокко и маньеризм.
Ренессанс, опираясь на философию гуманизма и античные традиции, противопоставлял их культуре Средних веков, в том числе в архитектуре. Архитектура эпохи Возрождения уходит от средневековой Готики, склонной позиционировать жилище человека как крепость. Ренессанс провозглашает культ жизни и красоты, что находит свое отражение в античной торжественности и одновременной простоте симметричных форм новых архитектурных образцов.
Культура новой эпохи носит светский характер, а в центре ее находится человеческая личность. Так архитектура перестала быть «анонимной» - если архитекторы Средних веков выступали в роли безымянных ремесленников, то в эпоху Возрождения каждая постройка получала своего автора. Среди самых громких имен этого периода можно назвать Филиппо Брунеллески - основоположника архитектуры Возрождения, создавшего купол Флорентийского собора, Леона Баттиста Альберти, создавшего новый тип здания с фасадом, обработанным рустом и разбитым несколькими ярусами пилястр и Микеланджело Буонарроти, выступающего в роли главного архитектора Позднего ренессанса.
В XIV веке внешний облик резеденций европейский знати перестает напоминать о крепости - здания становятся более симметричными, имеют просторные внутренние дворики, с галереями, арками и колоннами античной формы. Фасады отличаются наличием изящных межэтажных карнизов, а также главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.
За пределами своей исторической родины, ренессанс в архитектуре смешивался с национальными средневековыми традициями, присущими конкретной стране. Так эпоха Возрождения на территории Франции представлена затейливо декорированными луарскими шато, с характерно готическими наклонными крышами.
Источником вдохновения для итальянских архитекторов, считавшихся на тот момент законодателями архитектурной моды, являлись архитектурные памятники античности, с их куполами, колоннами, пилястрами и мраморной отделкой. Здания в стиле ренессанс предстают в строгой геометрии пропорций. На смену несимметричным очертаниям средневековой архитектуры приходят мягкие плавные формы – полусфера ниши и эдикулы, полукруг арки. Основой пространственной организации становятся логика и последовательность. Античные образы в архитектуре эпохи Возрождения усложняются, появляются преломление и изгиб архитектурных линий, замысловатые орнаменты, колонны, полуколонны и пилястры набирают большую плотность в пространстве.
Загородному дому, выполненному в стиле ренессанс свойственна простота форм, среди которых предпочтение отдается форме прямоугольника.
Для такого здания характерно идентичное расположение окон и сопутствующих деталей на каждом этаже, а также акцент на главной входной двери, который может приять форму балкона или руста. Сама входная дверь имеет форму прямоугольника или полу циркуля.
Отличительными чертами загородного особняка, выполненного в стиле эпохи Возрождения, также станут: крутая или пологая крыша, колоннады, башенки и надстройки. Окна, как и входная дверь, обладают прямоугольной формой или же формой половины циркуля, и оборудуются тяжелыми, массивными карнизами.
Внутренняя геометрия загородного дома в стиле ренессанс должна быть представлена просторными светлыми помещениями, обязательно с высокими потолками. Пространство в таком коттедже рационально и имеет четкие визуальные границы.
Основой архитектурной композиции такой постройки, как уже отмечалось выше, является симметрия. Вся композиция здания, выполненного в стиле эпохи Возрождения, строится на основе центральной оси, каковой может являться камин в загородном доме. Камин, как правило, располагается на первом этаже, в центральном холле. Пол гостиной может иметь полукруглую форму и быть на несколько сантиметров ниже по отношению к другим комнатам, за счет чего увеличивается высота потолков, помещение становится более светлым, появляются дополнительные объем и пространство.
Среди отличительных черт этого архитектурного стиля также можно назвать геометрический рисунок, как правило, содержащий такие фигуры как квадрат, восьмиугольник и крест. В цветовой гамме преобладают коричневый, желтый, пурпурный и синий цвета.
Интерьер загородного дома в духе эпохи Возрождения должен быть представлен геометрическими или флористическими орнаментами, покрывающими как стены, так и потолки помещений. Стены также могут быть оббиты тесненной кожей или дорогой тканью, такой как бархат и парча. В наше время для этих целей можно использовать более «демократичный» аналог в виде «тяжелых обоев».
Интерьер коттеджа в стиле ренессанс предстает в пышной роскоши: используется позолота, резьба, и, даже, инкрустации из драгоценных камней. В таком интерьере особенно эффектно будут смотреться репродукции картин великих мастеров эпохи Возрождения, и скульптуры, исполненные в античном стиле.
Стоит заметить, что построить загородный особняк в духе эпохи Возрождения, в настоящее время, представляется удовольствием не из дешевых, и не так много дизайнерских студий на сегодняшний день могут предложить своим клиентам подобные проекты. Тем не менее, интерес к этому архитектурному стилю не ослабевает - минуло не одно столетие с момента его появления, но и он по-прежнему остается востребованным. Это и не удивительно – коттедж, выполненный в стиле ренессанс, будет приковывать к себе взгляды, эффектно выделяясь на фоне соседних домов и являя собой подлинное произведение классического искусства.