Согласовать строительство частного дома на садовом участке или наделе со статусом ИЖС станет намного проще. Но не всегда и не всем.
Вступившие в силу поправки в Градкодекс (ФЗ-340) без преувеличения можно назвать революцией в дачном домостроении. По крайней мере, основные формулировки документа вселяют в землевладельцев оптимизм. Разрешение на строительство дома до 500 «квадратов» получать не надо – достаточно уведомить «уполномоченный орган» о своих намерениях и приложить описание того, что собираетесь строить. Могут, конечно, прислать отказ – но лишь по причинам, установленным в законе. Это: несоответствие будущего объекта ПЗЗ или градплану (для населенных пунктов) или несоответствие постройки – функционалу участка. (Если участок определен под огород – не разрешат. Если числится как лесной – тоже). Причем уведомительный порядок распространяется не только на ИЖС, но и на садовые дома.
Заранее предупреждаем о возможных казусах: нельзя исключать, что ваш надел окажется в перечне сельхозугодий. Это тоже может привести к проблемам. Но если у сельхозки в выписке из Росреестра значится «для дачного строительства» — вперед и с песней.
Есть, конечно, вопросы. Первый: кто такой «уполномоченный орган»? (Кому посылать уведомление?) Областные чиновники считают: до сих пор разрешение на ИЖС выдавали местные власти (ОМСУ) – им и с уведомлениями возиться.
Второй: форма. Здесь проще: Минстрой уже разработал и опубликовал проект приказа с формами уведомления: о строительстве, реконструкции, о вводе (тоже в уведомительном порядке). В форме указаны сведения, которые надо привести, пункт за пунктом. Если бюрократические процедуры не затянутся – проект станет официальным документом уже в ближайшее время.
Самое главное: в новом законе, чуть ли не впервые в отечественной правоприменительной практике реализован принцип «согласования по умолчанию». Если в течение недели (или 10 дней – для исторических поселений) вам не прислали мотивированный отказ, проект считается согласованным.
А вот с поселениями начинается засада. Охранные требования создают принципиально другие условия. По виду – ничего страшного: просто жителям Петербурга, который как раз считается историческим поселением, в отличие от обитателей Ленобласти, придется отправлять уведомление еще и в КГИОП. (10 дней на рассмотрение, по умолчанию – согласовано). КГИОП, теоретически, должен проверить, соответствует ли заявка требованиям, которые предъявляются к предмету охраны, и установленным регламентам.
Беда в том, что не только предметы охраны, но даже и сами границы исторического поселения для Петербурга до сих пор не установлены. Как говорят сотрудники комитета, бумаги давным давно отправлены в Министерство культуры, да там и зависли. Минкульт тоже можно понять: у них то обыски, то посадки, а то и вовсе «организация преступного сообщества» — не до ИЖС, конечно.
Так что петербургские заявители, скорее всего, из КГИОП будут получать отказы. А областные — получат фору. Что приведет к существенной разнице конкурентных условий и к расцвету частного домостроения непосредственно у границ мегаполиса.