Закон о продлении «дачной амнистии» выходит на финишную прямую. Жаль, что он коснется лишь небольшой части садоводов.
Текст закона уже принят Госдумой, утвержден Советом Федерации, осталось получить подпись президента. Речь идет об «упрощенном порядке» регистрации прав на участки и постройки. В идеале – по двум документам: декларация и бумаги, подтверждающие права на землю. Он действует с 2006 года; трижды «амнистию» продлевали, условия регистрации неоднократно менялись в зависимости от закона о госрегистрации, поправок в Градкодекс и т.д.
Сразу о грустном: в новом варианте «амнистия» - не для всех. Далеко не для всех. До 1 марта 2022-го садоводы могут бесплатно получить и оформить в собственность участок, если садоводству его предоставили до 25 октября 2001-го.
Основные процедуры, связанные с упрощенным порядком регистрации построек, будут действовать до 1 марта 2021-го. Упрощенный порядок применяется только в тех случаях, «если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок…». Похоже, речь идет о случаях, когда у владельца на руках только «книжка садовода». Что сразу резко сужает круг заинтересованных лиц. При этом законодатель прямо указывает: кадастровый учет и госрегистрация прав на жилой или садовый дом в этом случае осуществляются вне зависимости от соответствия документам терпланирования - ПЗЗ и градрегламентам. Проще говоря: опять повезло тем, кто не спешил ставить свою недвижимость на учет.
Еще одна важная новелла: на два года продлен «переходный период» для уведомительного порядка. С октября 2018-го те, кто строит дома на садовых участках и наделах ИЖС, должны подавать уведомления о начале строительства и о завершении. «Переходный период предусматривает, что постройку можно зарегистрировать без направления уведомлений аж до 1 марта 2021-го. Но! Этот порядок действителен лишь для садовых участков и ИЖС на территории населенных пунктов. И в этом случае муниципальные чиновники, получив от гражданина документы на регистрацию, обязаны проверить, соответствует ли «будущая» постройка ПЗЗ и градрегламентам. Часто бывает, что не соответствует. Еще чаще бывает, что документы терпланирования для территории, на которой разместилось садоводство, вообще не разработаны. И рычагов, чтобы заставить чиновников это сделать, у граждан нет.
Главная беда в другом. Из нового закона вообще выпали тысячи садоводств, расположенные на сельхозземлях. Права на участки в них, как правило, оформлены; наделы включены в кадастр. Ни упрощенный порядок, ни уведомительный к ним не применимы. И регистрация прав на постройку на таких участках – это лотерея. Теоретически на сельхозземлях регистрировать капитальные постройки можно. А вот на ценных сельхозугодьях - нет. Юридически корректного способа отделить одно от другого не существует.
Только в Ленобласти, согласно данным отчетов о распределении земель, садовыми и дачными поселками заняты 38 000 га именно сельхозугодий. С точки зрения современного российского права все это – самострой.
«Дачная амнистия» эту проблему никак не решает …