Строительные проекты, реализуемые в Ленинградской области, за последние годы не раз становились поводом для споров и противостояния между местными жителями и застройщиками, между гражданами и чиновниками. Зачастую люди, не имеют возможности ознакомиться с документами, регламентирующими строительство в их поселениях (генплан, ПЗЗ), или же лишены возможности оперативно узнать об изменениях, что вносятся в эти документы. Порой это становится поводом для обвинения местных властей в сговоре с девелоперами, особенно если новая стройка ущемляет интересы кого-то из жителей.
Проблема, что называется, назрела и решить ее намерены депутаты Законодательного собрания Ленобласти. С этой целью областной ЗакС готовится внести в Госдуму проект федерального закона по изменению статей 9 и 33 Градостроительного кодекса РФ. Инициатива исходит от председателя постоянной комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Заксобрания А.Лебедева и его коллеги О.Зевакова. На днях эти изменения в Градостроительный кодекс обсуждались на заседании депутатской комиссии. Было отмечено, что жители Ленобласти испытывают трудности при получении информации в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП). Документы, размещенные там, сложны для понимания и поиск их затруднен. Не каждый найдет нужные ему документы, касающиеся территориального планирования и градостроительного зонирования, не каждый разберется в изменениях, которые в них время от времени вносятся. Это влечет многочисленные жалобы населения, адресованные в том числе и депутатам ЗакСа. Чтобы помочь людям держать вопросы строительства в их поселениях под контролем, народные избранники предлагают ряд мер, которые найдут отражение в законопроекте. Касаются они, в первую очередь, тех поселений, где число жителей не превышает пять тысяч человек.
Так, предлагается обязать органы местного самоуправления (МСУ) оповещать жителей на официальных интернет-сайтах и в официальных местных газетах о том, что у них есть возможность в помещениях местных органов власти ознакомиться с проектами генпланов и материалами по обоснованию этих проектов. Причем об этой возможности чиновники обязаны известить жителей не позже, чем за три месяца до утверждения генплана. Кроме того, в течение десяти дней после утверждения генплана власти будут обязаны оповестить население о возможности ознакомиться с утвержденными документами, а также с прилагаемыми материалами (картами). Сделать это надо будет при помощи официальных интернет-сайтов и официальных местных печатных СМИ. Все названные документы также должны быть доступны жителям в помещениях органов местного самоуправления. То же самое касается и внесения изменений в генеральный план. Если чиновники в нем что-то меняют, то они обязаны будут предоставить гражданам доступ ко всем изменениям и документам, обосновывающим эти изменения. В частности, у жителей должна быть возможность познакомиться с картами своих поселений, на которых будут отражены поправки. Документы должны быть доступны в информационной системе территориального планирования. В течение десяти дней через свои официальные печатные СМИ и интернет-сайт органы МСУ должны известить граждан о всех принятых изменениях.
И наконец, если изменения вносятся в правила землепользования и застройки (ПЗЗ), то они также должны быть опубликованы на официальном сайте поселения. В этом случае жителям должна быть доступна новая редакция ПЗЗ, в которой учтены все изменения.
Как полагают депутаты, своевременное информирование властями жителей о всех поправках в документах, определяющих строительную политику в их поселениях, позволит избежать взаимного непонимания. Когда граждане получат возможность держать на контроле изменения в документы градостроительного зонирования и территориального планирования, поводов для конфликтов между заинтересованными сторонами станет меньше.