Аналитики осторожно говорят о начавшемся уменьшении объемов предложения. Проектов выводят в продажу меньше, замораживают – больше. Чуть ли не половина проектов, которые выводили застройщики в продажу в последние полтора года, впоследствии приостанавливались.
По объединенным данным «Бюро аналитики по рынку недвижимости Дмитрия Сперанского» и консалтингового центра «Петербургская недвижимость» в июле на загородном рынке появилось четыре проекта.
Это почти столько же, как в прошлом году (напомним, тогда их было три) и существенно меньше, чем в предыдущие годы. Судите сами: в 2010 году в июле было выведено 9 поселков, в 2009 и 2008 – по 10.
Если сравнивать количество вышедших проектов только за летний период, то опять же окажется, что желающих заняться девелопментом становится меньше. Так, за три летних месяца в 2008-10 года появлялось по 28-35 проектов. В 2011 году новых проектов было всего 17. За два летних месяца в 2012 году появилось только восемь поселков. Август тоже вряд ли будет особо урожайным: за полмесяца в продаже появилось лишь 2-3 новых проекта.
Возможно, осенью выход новых проектов ускорится: как правило, многие девелоперы приурочивают открытие продаж к специализированным выставкам.
Остановки без требования
Согласно наблюдениям специалистов «Бюро аналитики» от месяца к месяцу растет количество приостановленных проектов.
В конце 2010 года на рынке насчитывалось 73 приостановленных проекта. С этого момента их число стало быстро расти. Некоторые из ранее приостановленных опять появлялись на рынке, однако ряды «заморозки» все время пополнялись новыми комплексами. В результате на середину 2012 года их число перевалило за 120. По приблизительным оценкам, из выведенных на рынок в 2011 и 2012 году проектов, почти половина – впоследствии снята с реализации.
Указанное количество - 120 приостановленных проектов - это число земельных пятен. Некоторые их этих пятен выводились в продажу несколько раз (с новыми названиями, параметрами и другим девелопером). Так что общее количество неудачных попыток было несколько больше. Причем есть отдельные примеры, когда проекты после повторного вывода в продажу опять приостанавливались.
Согласно данным последнего мониторинга предложения, приостановлены «Видное», «Форестград», «Лесные просторы», в четвертый раз «Золотая бухта». Есть и другие примеры.
Все больше примеров, когда застройщики откладывают вывод в продажу новых загородных комплексов. За последние годы девелоперы анонсировали, но так и не открывали продажи в нескольких десятках проектов. Причем есть примеры комплексов, о готовящемся открытии продаж девелоперы заявляли два-три года назад. Одни из последних отложенных стартов – несколько проектов компании «Финский стандарт». Фирма предполагала открыть продажи в «Страусином рае», «Энколе» и «Соловьиной роще» в первом полугодии, но отложил их старт, предположительно до осени.
Непризнанное удешевление
Еще одна тенденция: довольно много компаний этим летом объявляли о скидках и акциях. В иных проектах скрытые снижения цены доходили и до 30%. Но в среднем, девелоперы пытались привлечь покупателей скидкой в 15-20%. Из последних примеров: в проекте Ollila от «БТК-девелопмент» при стопроцентной оплате трехуровневого таун-хауза с покупателей не возьмут денег за 30 квадратных метров. В самом скромном домовладении площадью 162 кв.м скидка таким образом составит почти 20%. А в абсолютном выражении: 2,3 млн. рублей («квадрат» здесь оценен примерно в 77 000 рублей).
В «Балтийской Слободе» скидки несколько скромнее, зато предоставляются вне зависимости от способа оплаты. При покупке участка одну сотку девелопер отдает даром. Получается, что приобретая 10 соток, экономия составит 10%, а если купить более просторный участок (до 18 соток) – чуть больше 5%.
По сути подобная акция ничем не отличается от снижения цен на ту же величину. Однако объявлять о удешевлении товара напрямую застройщики не хотят – не солидно.
Из знаковых событий: в июле было подписано соглашение между Санкт-Петербургом и компаний «Старт Девелопмент» о реализации проекта города-спутника «Южный» в Пушкинском районе Петербурга. Этот проект – один из самых масштабных инвестиционных жилищных проектов в России, он будет построен на территории площадью около 2000 га. За 15 лет инвестор намерен построить здесь около 4,3 млн кв.м жилья, а общий объем инвестиций составит 176 млрд. рублей. Хотя заявленные объемы, честно говоря, выглядят нереально. Чтобы продать такое количество жилья (ведь не станет же девелопер строить целый город, чтобы кварталы по несколько лет пустовали), надо подписывать примерно по 10 сделок в день (или около 300 в месяц), трудясь без выходных и праздников. При том, что сегодня находится по 5-8 интересантов в месяц на существующие предложения компании – комплекс «Золотые ключи». И это, на общем фоне, еще немало. Объемы продаж фирме надо увеличить в 40-50 раз. Как – неизвестно.
Забор – двигатель торговли
В июле все появившиеся проекты – дачные. Три из них находятся в Выборгском районе, один – в Лужском.
Про тот, что в Лужском районе, специалисты КЦ «Петербургская недвижимость» узнали совершенно случайно. Его один из работников заметил по дороге на дачу. ДНП «Красный маяк» не вышел в открытую рекламу. Единственно место, где он рекламируется – на собственном заборе. Причем проект, заметим весьма масштабный: на 407 участков. Поселок находится в 78 км от Петербурга, в Лужском районе, около населенного пункта Ящера. Земли под самостоятельное освоение продаются по 35 000 за сотку.
Доля таких проектов, которые не рекламируются в печатных СМИ и интернет-порталах, а потому и не фигурируют ни в одной базе аналитических центров, доходит по оценкам специалистов «Бюро аналитики» до 10-15% от всего предложения на рынке. Как правило, проекты-невидимки ориентированы исключительно на местных спрос и давать широкую рекламу в СМИ владельцы просто не видят необходимости. Бывают и другие варианты: к примеру, когда в проекте нет сделок, девелопер решает его продать оптом, но пока интересантов нет, пытается торговать землями в розницу.
«На рынке крайне редко появляется что-то стоящее с точки зрения задумки. В абсолютном большинстве проектов нет идеи, нет индивидуальности. Все они похожи друг на друга, все стандартные. Крайне редко увидишь необычные маркетинговые ходы или уникальное позиционирование проекта в медиа-пространстве. Пропал задор у девелоперов. И это грустно», – считает Юлия Блинова, директор по маркетингу и продажам компании «Русь: Новые Территории».
В Выборгском районе в продажу вышли сразу два неожиданно маленьких поселка от ГК «Кивеннапа» («Кивеннапа-Подгорное» и «Кивеннапа-Симагино») и один проект – от Land Aspect – «Новые Ольшаники».
Приятно отметить, что все эти проекты девелоперы намерены обеспечить инженерными коммуникациями.
«Кивеннапа-Подгорное» и «Кивеннапа-Симагино» – этими проектами ГК «Кивеннапа» открыла новую линию проектов. «На ближайшие несколько лет в планах группы компаний «Кивеннапа» запуск ряда коттеджных комплексов в разных районах Ленинградской области. К 2016 году мы планируем, что одновременно в продаже будет 8 крупных проектов комплексного освоения территории, и порядка 20 поселков дачного типа новой серии limited edition. Мы стремимся к тому, чтобы в наших жилых комплексах поддерживалась широкая товарная линейка, доступный уровень цен. Мы пытаемся создать для клиентов комфортный по городским меркам образ жизни: от обеспечения всеми инженерными коммуникациями до формирования профессиональной управляющей компании», – комментирует Сергей Будько, коммерческий директор ГК «Кивеннапа».
«Кивеннапа Подгорное» находится в 36 км от Петербурга, около населенного пункта Огоньки. В округе находится немало озер – Затейное, Воронцовское, Жмуркино, Малое Лозовое, а также Люблинское.
Здесь предполагается построить 37 домовладений двух типов: 21 коттедж и четыре «квадрокса» (дом на четыре семьи). Дома возводятся на участках от 3 до 15 соток. Девелопер предлагает на выбор три варианта конструктивного материала: газобетон, панельно-каркасная технология и технология несъемной опалубки Velox. От выбранного материала будет зависеть стоимость и размер дома. Дешевле всего обойдутся газобетонные коттеджи: дом, площадью 96 кв.м оценен 2,9 млн. рублей. Строение сравнимой площади, но по панельно-каркасной технологии выйдет в 3,4 млн. рублей Дороже всего обойдется дом той же площади, построенный по технологии несъемной опалубки – немногим больше 4 млн. рублей.
«Квадроксы» возводят только из газобетона. Площадь строений - 90-137 кв.м (с участками 2-4 сотки). Они выставлены по цене от 2,5 до 3,4 млн рублей.
Территорию поселка обещают благоустроить и озеленить. Здесь предполагается организовать детскую и спортивную площадки, велодорожки.
Второй проект – «Кивеннапа Симагино» – находится немного ближе, в 29 км от Петербурга. В 200 метрах от поселка - озеро Симагинское, немного дальше – озеро Красавица и Длинное. По замыслу застройщика, зимой жители поселка смогут без больших сложностей добраться до ближайших горнолыжных курортов – «Золотой Долины», «Снежного» и «Красного озера» в Коробицино и «Пухтоловой Горы», которая находится между Рощино и Зеленогорском.
Этот поселок рассчитан на 31 семью.
Все дома здесь возводятся из газобетона; площадь строений от 103 до 216 «квадратов». Участки предлагаются как весьма компактные – от 8,5 соток, так и среднего размера – 15 соток. Стоимость лотов – от 6,1 до 9 млн. рублей.
Девелопер также собирается благоустроить территорию поселка.
Примечательно, что всем покупателям ГК «Кивеннапа» предоставляет специальные условия: скидка 30% на первый взнос. Таким образом, при единовременной оплате дом обойдется на треть дешевле.
Последний июльский проект-новичок – коттеджный поселок компании Land Aspect «Новые Ольшаники». Он расположен на северном берегу озера Чернявское, рядом с поселком Ольшаники. До Петербурга – 50 км. В пешей доступности от поселка три лесных озера – Червонное, Ольшанское, Подгорское.
Это еще один поселок в рамках торговой марки «Вид на миллион». Под этим брендом предлагаются недорогие участки на Карельском перешейке. Поселок рассчитан на 124 надела площадью от 10 до 25 соток. Участки продаются без подряда. Цена сотки – от 120 000 рублей, а минимальный лот обойдется в 1,3 млн. рублей. В стоимость входит подведение всех инженерных сетей, а индивидуальная канализация обустраивается за счет средств покупателя.