Профессор Дмитрий Гавра – социолог и политолог, известный специалист в области коммуникаций и информационных войн. Он консультирует не только крупных игроков строительного рынка, но и таких интересных заказчиков, как, например, правительство РФ и корпорация «Росатом».
В июльском номере журнала «Пригород» публикуется большое интервью, посвященное PR-атакам и методам обороны от них в строительном комплексе.
Публикуем фрагменты беседы.
Дмитрий Синочкин: Три года назад понятие «информационные войны» было экзотическим для рынка недвижимости. Сейчас это обыденность. Что изменилось?
Дмитрий Гавра: Прежде всего: изменилась сама информационная среда. В сетевую коммуникацию, в том числе негативную, пришел среднестатусный покупатель. Понизилась средняя сумма сделки, при подготовке которой человек начинает активно собирать информацию в Сети. Соответственно понизился социальный статус того, кто готов начинать поиск с негативной СЕО-оптимизации.
Дмитрий Синочкин: Проще говоря, раньше такие сведения собирали только по элитным сделкам, теперь по всем?
Дмитрий Гавра: Да, по дорогим объектам вероятность риска оценивалась как более высокая. И спрос на превентивный анализ негатива был в этом потребительском сегменте. Теперь оценка таких рисков стала массовой.
Дмитрий Синочкин: Что такое негативная СЕО-оптимизация?
Дмитрий Гавра: Это целевой поиск негативной информации. И с обратной стороны, услуга по грамотному размещению негативных материалов о компании в сети, так, чтобы любой поисковый запрос, даже самый невинный, гарантированно выдавал «бяку» в первых строчках.
Средний покупатель в процессе выбора и принятия решения о сделке целенаправленно ищет негативную информацию. Естественно, на рынке появилась и соответствующая услуга – такая информация может быть подготовлена и упакована так, чтобы поисковик ее видел и выдавал.
Дмитрий Синочкин: То есть на рынке конкуренция теперь выглядит так: можно подниматься самому, а можно топить соседей?
Дмитрий Гавра: Скажем так, это было всегда. Теперь это просто дешевле и технологичнее. Используется широкий набор приемов, включая такие экзотические как «управление временем». Не так уж трудно разместить информацию в прошлом. И создать, например, представление о том, что фирма Х «кидала» дольщиков еще в 2001 году.
Вторая тенденция: в целом заметно снизилось доверие к Интернету и увеличилось – к коммуникативным посредникам.
Дмитрий Синочкин: Это, например, кто?
Дмитрий Гавра: Например, вы.
Дмитрий Синочкин: Спасибо.
Дмитрий Гавра: В более широком понимании – эксперты. Надо учитывать вот что: человек так уж устроен, что мы больше настроены на поиск плохого, на недоверие. Сегодня негативное видео продается блестяще, собирает миллионы просмотров.
Причин несколько. Главная – на поверхности. У нас в обществе вообще очень низкий уровень доверия. Всех ко всем. Не только к строителям.
Дмитрий Синочкин: Чему больше верят: услышанному, увиденному, прочитанному?
Дмитрий Гавра: Увиденному. Роль печатного слова падает, изображения – растет. Всемирная паутина сделала это. Галактика Гутенберга – галактика текста сужается.
Еще один урок прошедших трех лет: слухи про то, что доля телесмотрения падает, глубоко ошибочны. Эта доля растет. Причем даже в тех группах населения, у кого вообще телевизора нет.
Это позволяет достать негативным видеоконтентом даже те группы, которые, казалось бы, телевизор не достает. Просто такой подход требует креативности.
Третий тренд: такие истории, как введение санкций и контрсанкций, системное падение банков и пр., позволяют вести информационные войны в целях перераспределения потоков инвестиционных предпочтений. Это уже игра на макроуровне…
Полный текст интервью c Дмитрием Гаврой читайте в журнале «Пригород» и на сайте «Впригороде».