Зима, начало года — не самое лучшее время для загородной недвижимости. Тем не менее часть девелоперов позитивно смотрит в грядущее и продолжает реализовывать свои проекты, а эксперты фиксируют новый тренд с полуподрядом.
Прошлый год оказался для загородной недвижимости не самым успешным. И это мягко сказано. Некоторые эксперты фиксировали «дно» и говорили, что падать уже некуда. Многие проекты закрывались, новые появлялись редко, а продажи постоянно сокращались. В то же время на рынке удалось остаться тем компаниям, которые смогли адаптироваться к текущей ситуации, подстроить свой бизнес под запросы покупателей.
Куда шагает, Пятачок, большой-большой....
Загородные проекты становятся все скромнее, фиксируют эксперты. Нет масштабных поселков по тысяче коттеджей, нет предложений по 100 млн рублей. «В 2016 году предложение стабильно сокращалось и не пополнялось новыми качественными проектами в связи со слабой девелоперской активностью», - говорится в итоговом за прошлый год отчете Knight Frank St Petersburg по элитке. По данным экспертного бюро «Сперанский» коттеджей (включая участки с обязательным подрядом) и таунхаусов в прошлом году было выведено в продажу крайне мало. Объем вновь выведенного предложения оказался меньше числа сделок. «Такое происходит, пожалуй, впервые за все время. С учетом того, что некоторые проекты приостановили продажу, а кто-то из застройщиков отказался от обязательного подряда, за 2016 год предложение коттеджей сжалось чуть не вполовину», - отмечают аналитики бюро.
Согласно отчету Knight Frank St Petersburg, по итогам 2016 года на рынке класса А в продаже находилось 209 коттеджей, что на 8% меньше, чем годом ранее. При этом анализ предложения показывает, что 42% свободных коттеджей предлагаются в поселках компании Honka, еще 40% – это лоты в проектах Liikola Club, Osko-Village и «Лахта парк».
В результате на элитном рынке процветает построенная недвижимость. В 2016 году в 2 раза увеличилось количество качественных предложений на вторичном рынке, составив по итогам года 338 лотов, сообщает Knight Frank St Petersburg. В результате можно наблюдать картину, когда объем предложения на вторичном рынке преобладает над таковым на первичном. «Причин сложившейся ситуации несколько. Одной из них является надежда на сотрудников компаний нефтегазового сектора, которым, по мнению собственников, понадобятся дома в локации, приближенной к месту строительства «Лахта Центра». Также на настроения жителей престижных районов воздействует активно развивающийся рынок апартаментов массового спроса: застройка районов, где традиционно наблюдался дефицит предложений, лишает элитную загородную недвижимость столь важного качества, как эксклюзивность. Помимо этого, остановка экономического роста лишает элитный рынок такого источника пополнения покупательской аудитории, как собственники объектов бизнес-класса или домов, расположенных в локациях, утративших имидж дорогих районов», - поясняет руководитель отдела исследований Knight Frank St Petersburg Тамара Попова.
Аналитики Экспертного бюро «Сперанский», опираясь на свою статистику, отмечают, что на начало 2017 года на рынке было представлено 463 коттеджных поселка. Это те, которые в активной стадии продаж, плюс еще 44 заявленных и 201 тех, где продажи приостановлены. За 2016 год предложение несколько сократилось, но не сказать, чтобы существенно. За минувший год было выведено в продажу 64 новых проектов. Проекты разной степени «сырости». Весьма показательно, что шесть из них к настоящему моменту уже приостановлены. Предложение в проектах-новичках на 93% состоит из участков без подряда. Загородный рынок все больше скатывается к торговле участками без подряда, отмечает руководитель Экспертного бюро «Сперанский» Дмитрий Сперанский. И на нем, естественно, все сильнее «прорастают» новые форматы работы. Все больше застройщиков стали предлагать подряд как опцию, оставляя за покупателем выбор подрядчика. При грамотной организации работы в поселке девелоперу при таком подходе получается собрать от трети до половины заказов на застройку купленных участков. «В результате получается новый для рынка формат: поселки с полу-подрядом», - резюмирует Дмитрий Сперанский.
….большой-большой секрет
В этом году значительной активизации девелоперов на первичном рынке не предвидится, делают неутешительный вывод эксперты Knight Frank St Petersburg. Заявлено к выходу несколько небольших проектов. Пока девелоперы переориентировались на другие сегменты – квартиры в малоэтажных комплексах и апартаменты.
В то же время на загородном рынке заканчивается естественный отбор который позволяет отсеять слабых и недобросовестных застройщиков, считает коммерческий директор компании «Кивеннапа» Роман Бойцов.
«Январь оказался для нашей компании успешным месяцем. Вместо ежегодного спада интереса к загородной недвижимости из-за новогодних праздников, холодов и т.п., клиенты в этот раз были очень активными - прошло большое количество презентаций в поселках, а наш план продаж удалось перевыполнить. Вероятнее всего, на такой всплеск покупательской активности повлияли новости о новом земельном законе. Но, возможно, клиенты становятся более внимательными - понимают, что выгоднее покупать участок у крупного серьезного застройщика, выполняющего свои обязательства в срок», - рассказывает директор по продажам ГК «ФАКТ.» Сергей Балуев. По его словам, компания готовила в январе к продажам сразу два поселка - «Ульяновка» в популярном сейчас Тосненском районе и второй, расположенный в Выборгском районе, на первой линии Александровского озера, у деревни Мамонтовка. «В ближайшее время мы анонсируем подробности по проекту и начнем продажи», - добавил Сергей Балуев.
Оптимистично настроены и в ГК «Кивеннапа». «По первому месяцу года трудно делать какие-либо выводы и прогнозы. По данным наших аналитиков, уровень продаж в январе 2017 на 35 % ниже, чем в декабре 2016-го, но это вполне нормальная картина для этого месяца. После новогодних праздников и затяжных выходных рынок загородной недвижимости традиционно испытывает некое затишь» - отметили в компании. «В целом, мы довольны получившимся количеством сделок. Если говорить о тенденциях, которые мы смогли выделить, то это, прежде всего, сохранение интереса покупателей к готовому жилью и более просторным метражам нежели раньше. В феврале мы ожидаем более высокие показатели, так как активный сезон продаж в нашем сегменте начинается с марта-апреля», - говорит pr-менеджер ГК «Кивеннапа» Анастасия Сергина.