Как точно заметил портал Анекдот.ру, главный зимний праздник у нас проходит под девизом: «Пережили этот год – переживем и следующий». Подходящий момент, чтобы подвести итоги и наметить – со всей осторожностью и массой оговорок! – планы на будущее.
Один год заканчивается, другой начинается. Самое время сделать паузу, вспомнить хорошее и дурное и подумать, что обещает и чем грозит наступивший 2018-й.
Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости Группы «ЦДС»:
— Этот год для нашей компании был весьма стабильным и благоприятным. Спрос на жилье был достаточно равномерным, без пиков и резких замедлений. Компания регулярно получала запланированный объем продаж.
Выросла до 70–75% доля ипотечных сделок. В сотрудничестве с банками-партнерами мы запустили ипотечные программы с субсидированной ставкой и сниженным первым взносом. И эти предложения нашли своего покупателя. По итогам года компания введет в эксплуатацию около 600 000 кв.м жилья.
В этом году Группа «ЦДС» первой из петербургских компаний начала реализовывать проекты в сотрудничестве с Фондом защиты прав дольщиков.
Кроме того, мы значительно пополнили земельный портфель, поэтому в 2018-м выведем на рынок несколько интересных проектов, от масс-маркета до бизнес-класса. У нас запланированы объекты на набережной Черной речки, на Пискаревском проспекте, работаем над уникальным небольшим проектом на набережной Волковки.
Сейчас специалисты ЦДС много работают над формированием продукта, над эргономикой планировочных решений, благоустройством среды. Мы разрабатываем концепцию единых технических решений по всем домам. Покупатель все больше внимания обращает на детали, продуманность жилья. Мы полагаем, что спрос на новостройки в будущем году увеличится, это обусловлено предстоящей отменой ДДУ. Люди поймут, что вскоре у них не будет возможности купить жилье по минимальной цене на этапе строительства, и это многих подтолкнет к принятию решения. Подъем спроса и другие факторы могут увеличить стоимость жилья на 10–15%. Доля ипотечных сделок благодаря льготным программам, возможно, также возрастет, но вряд ли больше чем на 5% к текущим объемам.
Думаю, что в 2018 году интерес застройщиков еще сместится от области в сторону городских территорий.
Валерий Соколенко, генеральный директор компании «Лэндкей»:
— За девять лет работы на рынке загородной недвижимости мы привыкли к трудным экономическим условиям, поэтому итоги уходящего года вполне предсказуемы. У нас есть небольшое отставание от плановых показателей продаж, но оно не критичное. Интересно отметить, что покупатели с наличкой встречаются все реже, в основном расчеты осуществляются с помощью рассрочки от компании или ипотеки.
В этом году на загородном рынке пропала ранее характерная для него сезонность. Спрос все меньше зависит от погоды и времени года, в большей степени на него влияют готовность проекта, репутация застройщика и качество работы с клиентами. Продуманный качественный объект будет интересен и зимой, и летом.
В 2017 году мы вывели на рынок перспективный коттеджный поселок «Тай-Лэнд». Судя по старту продаж, нам удалось угадать постоянно эволюционирующие покупательские предпочтения. На следующий год мы намереваемся вывести еще один объект.
В целом 2018-й мне видится контрастным. Новые законодательные инициативы поставят рынок недвижимости на правовые рельсы и вытеснят с него непорядочных и непрофессиональных девелоперов. Ближе к концу года объем предложений сократится, и на этом фоне спрос плавно пойдет вверх.
Дмитрий Майоров, генеральный директор компании «Русь: Новые территории»:
— В прошедшем году мы не вели активных продаж: «Особый статус» продан, а «Солнечный орнамент» и «Высокий стиль» поступят в продажу лишь в следующем году. Однако мы продолжаем получать обращения от граждан, подбирающих объект в средней ценовой категории и выше. Попытки проконсультировать и адресовать их к коллегам по рынку показывают, что покупатели сталкиваются с серьезным дефицитом качественного предложения. Это позволяет сделать вывод о превышении реального спроса над реальным предложением.
Мне кажется, что эта ситуация очевидна для всех участников рынка. Мы, конечно, внесем свою лепту в удовлетворение спроса. Полагаю, что и другие участники рынка не останутся в стороне. Тогда 2018 год будет жарким!
Алексей Потапов, руководитель проекта «Ламбери»:
— В прошедшем году в коттеджном поселке «Ламбери» было продано четыре дома. Учитывая, что всего в сегменте премиальных домов на загородном рынке реализовано около 40 лотов, можно сказать, что мы «забрали» более 10% рынка. Такие показатели, безусловно, радуют.
В 2018-м, на мой взгляд, будут пользоваться спросом небольшие домовладения по 160 кв.м на участках 10–12 соток в ценовом диапазоне 12–15 млн, в поселках с организованной инфраструктурой и высокими показателями по энергосбережению. Это общий вектор, загородный рынок будет двигаться в этом направлении. «Ламбери» — совсем другая тема, рассчитанная на другой, более взыскательный, тип покупателей и другой количественный состав семьи.
«Ламбери» находится в премиальном сегменте рынка. Это накладывает на нас дополнительные обязательства в плане качества строительства, развития клиентских сервисов, инфраструктурных объектов. Эту работу мы и планируем продолжать в следующем году. Надеемся, это положительно скажется на результатах наших продаж. Поселок входит в завершающую стадию строительства, а для дорогого сегмента это всегда было решающим фактором.
Андрей Бочков, генеральный директор «ПулЭкспресс»:
— 2017 год для рынка загородной недвижимости ничем особенным не отличался: в целом спрос остается примерно на уровне прошлых лет. Но распределение покупательского интереса сдвигается. Продаются дорогие и дешевые объекты, «серединка» заметно просела. Мы это видим и по нашим проектам, и по тем, где участвуем в продажах в качестве агентов. Неплохо реализуются недорогие участки в «Приветном». Но и в «Охтинском парке», где почти ничего не осталось, идут сделки — вторичные. Участки — до 10 млн рублей, вместе с домом — до 70 млн.
«Лэнд Аспект» реализует проект недалеко от Репино («Репино-парк»): 350 000–380 000 рублей за сотку — серьезная цена, но несколько сделок в месяц проходит.
В недорогие проекты граждане готовы вкладываться, если цена привлекательная. Или на высоком уровне готовности, когда есть определенность по коммуникациям, когда готова инфраструктура и риски минимальны.
Максим Жабин, генеральный директор компании «Лиговский канал»:
— Оценивать итоги года несколько преждевременно: еще не осмыслены события декабря (отмена «долевки», льготная ипотека и так далее). Практически каждый день дает новые поводы для размышления и переоценки ситуации. Складывается впечатление, что все основные значимые события ждали декабря, чтобы в очередной раз проверить нас на прочность.
Если уйти от лирики, то результаты прошедшего года можно охарактеризовать как начало совершенно нового периода в развитии нашей компании. Стало критично необходимым внести корректировки в управление и производство. Еще два-три года назад мы думали, что растянем изменения на довольно длительный период, а сейчас мы это делаем очень быстро. Эффективность принятых решений оценим уже в следующем году.
Рынок полностью изменился, и с этим надо считаться. Изменение потребительских предпочтений, внесение изменений в законодательство, внедрение новых технологий строительства, корректировки карт и планов развития районов города и области — все это потребует быстрых и точных действий. И внесет категоричные корректировки в правила игры на рынке недвижимости.
Вадим Новиков, генеральный директор компании freedomHaus:
— Для загородного девелопмента этот год был сложнее и тяжелее предыдущих. Экономический спад продолжается, реальные доходы населения снижаются. Загородная недвижимость — особый сегмент. Решение о такой покупке принимают, когда все хорошо и стабильно. И эти планы откладывают на дальнюю полку при первом появлении тревожных симптомов.
И в 2018-м спад будет продолжаться, признаков улучшения я пока не вижу. Но даже когда ситуация в экономике выровняется и начнется рост, рынок загородных объектов почувствует это лишь спустя некоторое время, возможно, полгода-год. Правда, есть еще один важный фактор, который не стоит сбрасывать со счета: дефицит качественного предложения. Поэтому сохраняется интерес, есть звонки и просмотры. Покупатели фиксируют для себя информацию и берут паузу.
Но в ближайшее время девелоперы не будут вкладываться в приобретение участков, создание инфраструктуры, дорог, коммуникаций. Вывод новых проектов связан с большими рисками. Тем более далеко не очевидно, какие именно проекты, с какими параметрами будут востребованы на следующем витке развития рынка.