«Амнистию» для граждан, стремящихся оформить свои дома и участки в упрощенном порядке, конечно, объявят. Когда и какую – вопрос.
Продление «амнистии» неизбежно, потому что власти очень нужны новые объекты налогообложения. (В одной Ленобласти за первые четыре месяца 2019-го владельцы поставили на учет 17 058 жилых домов. Это больше, чем за весь 2018 год - 16 103). Кроме того, чиновникам неизбежно придется отчитываться за ввод жилья. В 2024 году должно набраться не менее 120 млн кв. м. А многоквартирная застройка сокращается. Признание существующих дачных домиков жилыми – огромный резерв. Эти два фактора делают продление «упрощенного порядка» практически неизбежным. Проблема в том, что сейчас в Думе рассматриваются два законопроекта о «дачной амнистии».
Первый – законопроект №707989-7 – внесен депутатом Павлом Крашенинниковым 16 мая. Затем в соавторы записались еще 72 депутата. 27 мая документ должны были рассматривать в первом чтении, но почему-то не стали. В этом законопроекте действие «дачной амнистии» продлевается до 1 марта 2022-го; о начале строительства домика на садовом участке уведомлять не надо, о завершении – обязательно. «Упрощенно-уведомительный» порядок распространяется на все участки, полученные до 04 августа 2018-го (вступление в силу Градкодекса) и на построенные на них дома.
Второй – законопроект №719744-7 – разработан в Минэкономразвития и 28 мая внесен от имени правительства РФ. 30 мая разослан в думские комитеты. В «МЭРском» документе срок действия «амнистии» покороче: до 1 марта 2020-го.
Другие важные различия касаются не столько участков, сколько домов. В основном разногласия идут вокруг соответствия (или не соответствия) построек документам терпланирования (правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории, градрегламентам).
Сейчас это частая причина отказов. Для сотен садоводств такие документы не приняты в принципе. А для сельхозугодий никакие градпланы не разрабатываются вообще – по закону.
В версии Крашенинникова сказано уклончиво: требования Градкодекса «применяются с учетом особенностей» упрощенного порядка. В правительственном тексте эта проблема решается наотмашь: регистрация в упрощенном порядке, по заявлению и техплану, происходит «без учета установленных градостроительным регламентом требований» - за исключением общих параметров (три этажа, не выше 20 метров, не более 500 кв.м). Будут ли эти версии сливать в одну, или будут обсуждать по отдельности – предугадать невозможно. Раздвоение законодательной личности – шизофрения, как и было сказано. Зато легко угадываются последствия «упрощенных решений». Если дома и впрямь начнут регистрировать без оглядки на терпланирование, через годик у нас появятся тысячи потенциальных самостроев. И граждане, и чиновники погрязнут в бесконечных судах…
Подробности – в свежем номере журнала «Пригород».