Государство разрешило дачникам и жителям поселков легализовать незаконно занятую землю. Но «аннексия» территорий вряд ли приобретет массовый характер и повлияет на рынок загородной недвижимости.
С 16 сентября вступили в силу поправки в законы о кадастровой деятельности и о госрегистрации недвижимости. Согласно изменениям дачники и жители поселков смогут узаконить ничейные соседские «территории», которыми пользуются в течение длительного срока. Речь не идет о массовой приватизации и раздаривании земельных ресурсов. Хотя получить лишнюю сотку всегда приятно.
Что можно легализовать
Наряду с квартирным вопросом россиян не меньше занимает и вопрос земельный, особенно тех, кто владеет небольшим клочком земли недалеко от города. Проблема заключается в том, что границы участков не всегда четко прописаны и определены, что приводит к конфликтам среди соседей и проблемам при покупке или продаже участка. Государство уже давно пытается провести ревизию всех участков и установить четкие границы, благо современные системы геопозиционирования позволяют сделать это с точностью до сантиметра, а может, и миллиметра. Но установить границы бывает не всегда просто, что приводит к конфликтным ситуациям. Особенно это касается соседних участков, когда каждый владелец уверен, что граница проходит на территории, незаконно занятой соседом. Также бывает, что участок по факту больше, чем по документам. В общем то тут, то там возникают нюансы, которые мешают проведению кадастровых работ.
Поправки, вступившие в силу с 16 сентября, должны этот процесс упростить. Теперь жители поселков или дачники смогут законно и официально регистрировать самовольно занятые земельные участки при условии, что это произошло более 15 лет назад. Площадь самозахвата не должна превышать минимальный размер, установленный администрацией региона проживания. В том случае, если лимит не установлен, размер занимаемой территории не должен превышать 10% от площади законно приобретенного основного участка. Решение о корректировке границ принимается в Росреестре после того, как кадастровые инженеры проведут надлежащие работы по выявлению самозанятых участков. «Нововведения вряд ли спровоцируют новую волну самовольного захвата земель, как думают многие. Закон написан весьма аккуратно: зарегистрировать землю будет непросто – там очень много факторов, которые с одной стороны исключают распространение этого явления, а с другой, все же дают возможность бесхозным землям обрести собственника», – уверена Ольга Райчук, директор инвестиционных проектов Jensen Group.
«Новеллы в законе коснутся только земель, которые уместнее всего назвать брошенными и не представляющими особой ценности: 15 лет владельцев не волновало, что на них происходит, и кто на них хозяйствует. Так пусть уже на них законно остаются те, кто много лет обрабатывал эту землю и кому она нужна. Вблизи Петербурга вряд ли найдутся участки, по которым будет многолетнее владение и отсутствие претензий от соседей по границам», – считает Дмитрий Сперанский, руководитель Экспертного бюро «Сперанский».
Хотя возникает резонный вопрос, как будут землевладельцы доказывать факт использования лишнего участка в течение 15 лет и почему взят за точку отчета именно этот срок.
«Как доказать, что вы пользовались участком больше 15 лет? Как найти соседа и понять, есть ли спор по границам? Все это очень сложно доказать. Так что пока нет внятной наработанной практики регистрации и кадастрового учета самозахваченных участков, сложно сказать, насколько данные новации в законе помогут нашим гражданам», – полагает Ирина Кудрявцева, руководитель отдела продаж компании «Теорема».
Как происходит легализация земли
Как пояснила эксперт Национальной палаты кадастровых инженеров Надежда Калюкина, кадастровый инженер, который проводит работы по уточнению земельного участка или комплексные кадастровые работы, обязан запросить некий карт-материал, в котором изображены границы земельных участков от 15 и более лет. Так, положение границ участков определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на участок, или (при отсутствии такого документа) исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших границы участка при его образовании. И лишь в случае отсутствия таких сведений границами земельного участка считаются те, что существуют на местности 15 лет и более лет. К тому же они должны быть закреплены либо природными, либо объектами искусственного происхождения (например, забором), позволяющими определить положение границ участка.
Важно, что такая легализация возможна лишь в рамках проведения комплексных кадастровых работ, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов. Такие работы проводятся за счет бюджета по заказу органов государственной власти.
Впрочем, в сентябрьских нововведениях есть еще одна полезная норма. Теперь кадастровые инженеры получили право запрашивать почтовый и электронный адрес собственников недвижимости через ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) в случае возникновения спорной ситуации. Законом о кадастре установлено, что местоположение границ обязательно согласовывается с гражданами, обладающими смежными земельными участками. Раньше кадастровый инженер не имел возможности получить данные о владельцах, таким образом найти соседа для согласования было проблематичным (один из вариантов предусматривал публикацию объявления в местной прессе).
Как нововведение скажется на посёлках организованной застройки
Новинки в законы о кадастровой деятельности и о госрегистрации недвижимости вряд ли заметно повлияют на жизнь коттеджных поселков, в которых каждый кусочек земли обязательно кому-то принадлежит. «Владельцы участков в садоводствах, конечно, узаконят то, что есть. Но на коттеджные поселки этот закон никак не повлияет. Сам способ организации коттеджных поселков, а также ужесточение правил. За время работы я ни разу не слышала о самозахватах в коттеджных поселках», – говорит Александра Давыдова, архитектор семейной компании «ОД-Фамилия».
В то же время, нельзя не признать, что наведение порядка в земельных вопросах, определение границ, а значит, и кадастровой стоимости участков приближает нас к цивилизованному рынку земли, на котором риски покупки-продажи снижены до минимума, а сам процесс ясен и понятен. А пока что, как показывает криминальная хроника, несовершенство законодательства позволяет аннексировать территории по-крупному. За фактами далеко ходить не надо. В середине сентября бывшему замглавы кадастровой палаты Ленобласти Сергею Храмову вынесли приговор по делу о хищении 30 земельных участков на территории региона. Его отправили на три с половиной года в колонию общего режима.