Правительство, столкнувшись с серьезными проблемами при стимулировании строительства многоквартирных домов, делает ставку на ИЖС. Пока получается не очень.
По расчетам влиятельного Центра стратегических разработок, в этом году общий ввод жилья составит 76 млн кв. м – на 8 млн кв. м меньше, чем в 2019-м. При этом доля ИЖС составит 48%. (В 2019-м – 47%). Есть, кстати, интересная закономерность: как кризис – так ИЖС растет. После обвала рубля в 2008-м ввод сократился, а доля ИЖС подпрыгнула аж до 48%.
Индустриальное строительство – стратегическая отрасль. От нее во многом зависит благополучие энергетиков, транспортников, производителей материалов. И, конечно, налоговые доходы бюджетов. Но поддержка крупных застройщиков – штука обоюдоострая. Снизить им налоги? – пострадает бюджет. Облегчить кредиты? – похудеют банки… И в любом случае поддержка «больших» застройщиков бессмысленна, если падают доходы граждан.
Другое дело – ИЖС. Метров вводят почти столько же, субсидий не просят; откуда деньги у покупателей – лучше не интересоваться; да во многих случаях речь идет не о покупке домовладения: есть у человека участок, он на нем потихоньку ковыряется. Построил дом – попал в отчетность, улучшил показатели региона.
Кстати, в Ленинградской области доля ИЖС близка к среднероссийской – 45-50%. За 8 месяцев 2020-го в области появилось 3969 домов на участках ИЖС (за такой же период 2019-го – 3086). Средняя площадь такого дома – 145 кв. м. Прибавка очень существенная. Но есть впечатление, что значительная ее часть – постановка на кадастровый учет построек, возведенных в предыдущие годы. Этот процесс подстегивали слухи о предстоящей отмене дачной амнистии. Но в августе прошлого года «упрощенный порядок» продлили до марта 2021-го, а в июле 2020-го в Думу внесли законопроект, которым «амнистию» продлевают до марта 2026 года, более того – распространяют ее действие на участки ЛПХ и ИЖС. Эта мера снизила регистрационный ажиотаж – но и убрала стимул: зачем спешить с регистрацией? Чтобы платить имущественный налог? Еще один важный шаг: в статистику теперь включают дома на садовых участках, признанные пригодными для постоянного проживания. Все эти бюрократические и регуляторные шаги улучшают показатели. Но мало имеют отношение к динамике реального строительства. На нее скорее воздействует коронавирус и представления о комфортной самоизоляции (пусть и не полной).
Что же Правительство? В марте Минстрой заявил масштабную программу поддержки ИЖС на общую сумму 138 млрд рублей (на четыре года). Прямо скажем, момент оказался неудачным. Затраты на программу должны были составить: в 2020 году – 18,6 млрд рублей, в 2021-м 28,1 млрд, в 2022-м – 37,1 млрд, в 2023-м – 53,9 млрд. Минэкономразвития и Минфин программу не поддержали. Что предлагалось: развивать ИЖС в рамках проектов комплексной застройки; применять при строительстве эскроу-счета и проектное финансирование… (Тот же многоквартирный дом, просто положенный на бок). Еще: передавать под ИЖС участки из состава лесного фонда и федеральных земель. (Даже не смешно). Еще: субсидировать развитие инфраструктуры – дорог, инженерных сетей, социалки. Констатируем: пока все это не работает.
Похожие пункты значатся и в программе развития села от Минсельхоза, утвержденной 31 мая 2019-го. Здесь шансы выше: сельское хозяйство, в условиях кризиса на рынке углеводородов, остается в числе немногих прибыльных (и экспортно-ориентированных) отраслей. К тому же граждане продолжают есть даже при снижении доходов. Финансовые планы – еще более масштабные: 2,3 трлн рублей до 2025 года, из них 1 трлн – из федерального бюджета. С началом пандемии Минсельхоз предложил сократить финансирование до 1,5 трлн, а в ближайшие три года и вовсе ограничиться скромной суммой в 241,5 млрд рублей. Но Минфин настойчиво предлагает урезать и эти затраты. Пока из всего перечня (поддержка производителей домокомплектов, субсидирование строительства социалки и инженерии в сельской местности, строительство жилья для специалистов и пр.) реально работает только «сельская ипотека».
Напомним: Правительство субсидирует банкам разницу между «сельской» ставкой (2,7-3%) и ключевой ставкой ЦБ (сейчас – 4,5%). На субсидии в этом году сначала выделили 1 млрд рублей, потом добавили еще 500 млн. Это на порядок меньше, чем расходы бюджета на субсидирование льготной ставки для новостроек – 6,5%. Главный оператор программы – «Россельхозбанк».
Льготные кредиты пошли влет, несмотря на определенные неудобства. Списки заемщиков утверждаются в Минсельхозе, срок ожидания может составить два месяца и более. Застройщик должен быть аккредитован банком… Но проблема оказалась в другом. По условиям программы, взять льготный кредит можно не только на покупку или строительство частного дома на участке ИЖС. (На садоводство – не дадут). Но и на покупку квартиры. Правда, исключая крупные населенные пункты (более 30 000 человек): Всеволожск, Выборг, Мурино, Кудрово и т.д. В результате доля «сельских» кредитов на ИЖС в Ленобласти не превышает 10-15%. Граждане предпочитают квартиры! Программу запустили в марте; в мае правительство Ленобласти исключило из перечня населенных пунктов «урбанизированные территории»: поселки Янино, Бугры, Новоселье – всего полтора десятка. Как раз для того, чтобы льготные займы шли в сельскую местность, а не в застройку городского типа.
Теперь чиновники собираются включить их обратно. (Постановление должно быть подписано в ближайшие дни). Я спросил заместителя председателя правительства Ленобласти Михаила Москвина: «Вы считаете нормальным поддерживать строительство МКД, а не ИЖС»? Он ответил: «Я, как рачительный хозяйственник, считаю нормальным использовать федеральные средства для поддержки строительства в нашем регионе. А не в соседнем».
Резюмируем. На поддержку федерального Правительства частникам (да и жителям села) рассчитывать пока не стоит. Да что говорить о господдержке: государство годами не может решить проблему с правом фермера построить на своей земле дом и жить в нем: сельхозка, нельзя…
А спрос на ИЖС будет расти. Как и плавное перемещение все более значительной части горожан поближе к природе, подальше от мегаполиса.
Собственно, известный тезис: «Дом англичанина – его крепость», - как раз и предполагал минимальное участие государства.