Если по стране звучат мнения, что низкий спрос на загородную недвижимость — следствие не экономических сложностей, а отсутствия качественного предложения, то в Ленобласти вариантов много, но покупателей — мало.
По мнению экспертов премии «Поселок года», рынок загородной недвижимости Ленобласти не испытывает дефицита ни в качественных проектах, ни и в потенциальных покупателях. Тем не менее из-за финансовых трудностей, отказываясь от продуктов не первой необходимости, покупатели остаются в статусе «потенциальных», а не «реальных».
Так, по словам руководителя группы продаж загородной недвижимости «Строительного треста» Антона Гаринова, спад продаж в бизнес-классе рынка загородной недвижимости обусловлен неуверенностью клиентов в завтрашнем дне. Как уточняет председатель совета директоров компании «1-я Академия Недвижимости» Дмитрий Новосельцев, спрос на загородную недвижимость снизился и в сегментах эконом- и комфорт-класса. Однако снижение покупательской активности, замедлившее выход на рынок новых проектов, не сумело полностью остановить этот выход. Так, по данным Дмитрия Сперанского, руководителя одноименного экспертного бюро, сегодня новые коттеджные проекты анонсируются в среднем по три-пять в месяц. При этом в последние пять лет коттеджей стали выводить меньше, а участков под застройку больше.
Как добавляет директор по развитию компании «Русь: Новые Территории» Светлана Невелева, осложняют деятельность девелоперов и юридическая неопределенность, идущая рука об руку с трудностями, возникающими при привлечении банковских средств. Но здесь есть плюс — рынок очищается от непрофильных слабых игроков.
Всего по состоянию на конец первого полугодия 2017-го на рынке открыты продажи в 482 коттеджных поселках Ленобласти, в которых экспонируются 25 700 объектов (20 600 участков без подряда, 2 300 коттеджей и 2 800 таунхаусов. Пять лет назад количество выведенных на рынок объектов было в три раза меньше, но в сравнении с 2016-м увеличилось только на 1,7%.
Главная причина низкого спроса на загородную недвижимость Ленобласти — сложности с получением ипотечного кредита в данном сегменте. Как государство, так и банки, ориентируясь на покупателей квартир в новостройках, предлагают последним льготные кредиты по привлекательным процентным ставкам. Ипотека на «загородке» же — дорогое удовольствие. Так, для покупателей объектов загородной недвижимости «Сбербанк» предлагает кредит от 9,5% годовых при первом взносе от 25%. Для новостроек годовые ставки и минимальный первый взнос начинаются от 7,4% и от 15% соответственно.
По словам Дмитрия Новосельцева из-за ужесточения условий по выдаче ипотеки, количество одобряемых банками сделок упало как минимум в два раза. Причем кредитные учреждения стали отказывать даже представителям целых отраслей, поскольку те могут пострадать от кризиса. Более либеральный подход банков к кредитованию «загородки» мог бы вернуть спрос покупателей на докризисный уровень.
При этом, по замечанию гендиректора компании «Русь: Новые Территории» Дмитрия Майорова, банки отказывают не только «по вине» клиентов, но из-за «кривых» документов на саму недвижимость.
Еще одна проблема, тормозящая спрос на загородном рынке, — несоответствие ценовых ожиданий покупателей с реальной стоимостью продукта.
«Прессой сильно раздута тема кризиса и падения спроса. И многие клиенты приезжают, ожидая увидеть какое-то антикризисное предложение. При этом на востребованные проекты девелоперы этого делать не спешат», — поясняет коммерческий директор ГК «ФАКТ.» Алексей Баринов.
Однако серьезно настроенные на покупку клиенты, объехав все интересующие их проекты, в результате выберут более качественное и готовое предложение, за которое отдадут больше.
Резюмируя, эксперты «Поселка года» едины в том, что качественного предложения на «загородке» Ленобласти сегодня хватает. И хотя цены не снижаются, своего покупателя загородная недвижимость все равно находит, хоть и тратит на это больше времени.