Выбор дорогих домовладений становится все более скудным. Обеспеченные граждане, за пару дней познакомившись со всем наличным ассортиментом загородной «элитки», вынуждены выбирать из того, что есть.
Распроданы «Репинская усадьба» и «Мои пенаты», реализованы все объекты в «Репино бриз». Остановлены продажи в Relique de famille. Проект «Сестрорецкие дачи» оказался втянутым в корпоративный конфликт, и теперь дома в нем будут сдавать в аренду. «Фактически на рынке осталось лишь несколько относительно активных элитных поселков», - говорит Тамара Попова, руководитель отдела исследований Knight Frank Saint-Petersburg.
Количество элитных поселков сократилось почти на треть, объектов в продаже стало меньше на 10%.
Девелоперы не рискуют затевать новые проекты: в этом году элитные «дебюты» можно пересчитать по пальцам. В классе «А», собственно, появился разве что «Лахта-парк», замаскированный под медицинское учреждение.
А спрос упорно держится на прежнем уровне.
В третьем квартале застройщики продали 12 особняков класса А. (В первом квартале – 10, во втором – всего пять.) По итогам года получится примерно как в 2015-м, когда в дорогих поселках было реализовано 37 домовладений.
В бизнес- классе ситуация похуже: 32 продажи за квартал, по итогам девяти месяцев – чуть меньше, чем в 2015-м. И в этом сегменте тоже сокращается предложение.
Чем объяснить внезапный всплеск спроса?
«Отложенный спрос чувствуется на рынке с конца прошлого года, - говорит Александр Царев, председатель правления компании “Росса Ракенне СПб” (эксклюзивный дистрибьютор концерна HONKA).- Клиенты поняли, что новые условия уже сложились и радикально меняться не будут. Это позволяет и планировать бизнес, и принимать решения о крупных покупках». У «Росса Ракенне» в этом году прошли несколько сделок с коттеджами в «Медном озере-2»; три участка забронированы в проекте HONKANOVA Concept Residence в Солнечном (начато проектирование). Появились клиенты, которые заказывают дома в 1000 кв.м и более. (Не иначе – «Газпром» с «дочками» все-таки доехал до нас.- Д.С.)
И практически все покупатели, прежде чем принять решение и заключить контракт, объезжают все дорогие поселки. Сравнивают, взвешивают и лишь потом решают. «Конечно, доходы состоятельной части общества изменились – но не настолько, чтобы владельцы бизнеса или топ-менеджеры не могли позволить себе достойный дом,- подчеркивает Вадим Новиков, генеральный директор компании Freedom Haus (фирма реализует проект Liikola Club).- Интерес к дорогим проектам по-прежнему высок, предложение действительно сокращается. Решение в каждом конкретном случае зависит от нюансов политической ситуации и от личных обстоятельств покупателя». Весной 2017-го компания B.E. Property Development обещает возобновить строительство клубного поселка Relique de famille в Сестрорецке, остановленное в 2015-м, после введения международным сообществом санкций в отношении некоторых российских компаний и физических лиц. Это важно, потому что проект – знаковый. И самый дорогой на нашем рынке: четыре особняка площадью под 1500 кв. м и стоимостью 350 млн каждый. Пока на территории комплекса возведены только две «коробки».
Да, богатым не позавидуешь. Мало того, что многим перекрыли выезд, так еще (по слухам) из Кремля настоятельно советуют возвращать деток домой из Гарвардов и Принстонов – как бы не завербовали. Да и «швейцарские гномы», еще вчера лучившиеся радушием, все чаще начинают интересоваться происхождением российских денег и чуть что – грозят заморозить счета. Поневоле обратишь взор к родным пенатам – а тут уже почти все приличное разобрали!
Элита и бизнес-класс, итоги III квартала
Показатель |
Класс А | Класс B | ||
Значение | Изм.к 4 кв. 2015 г., % | Значение | Изм. к 4 ква. 2015 г., % | |
Число коттеджных поселков, шт. | 13 | -24 | 32 | -3 |
Предложение коотеджей, шт. | 243 | +7 | 716 | -20 |
Средняя стоимость коттеджа, млн. руб. | 64,2* | -12 | 22,9 | +2 |
*Средняя цена в классе А уменьшилась за счет изменения выборки. Данные Knight Frank SPb
Продажи за 9 месяцев 2016-го
Показатель |
Класс А | Класс B | ||
Значение | Изм. по сравн. с 9 мес. 2015 г, % | Значение | Изм. по сравн. с 9 мес.2015 г., % | |
Число проданных домов за 9 мес., шт. | 27 | + 23 | 84 | -5 |
Данные Knight Frank SPb