Несколько лет назад неизвестный застройщик вышел на рынок с проектом с претенциозным названием «Счастье». В этом году будет сдана последняя очередь. О том, как развивалось «Счастье», с какими трудностями столкнулась компания-застройщик и какие планы на будущее, рассказал коммерческий директор ООО «ЛенСтройГрад» Леонид Голубев.
В этом году вы завершаете проект «Счастье», который начали 5 лет назад. Если вернуться назад — неизвестная на рынке компания, чуть ли не самые низкие цены на жилье, поселок Федоровское — ничего не говорящая локация. В чем, на ваш взгляд, заключается успех проекта? Как удалось доказать свою надежность на старте проекта? Что бы вы сейчас сделали по-другому — опираясь на опыт реализации «Счастья»?
Вы правильно заметили, что в этом году у компании «ЛенСтройГрад» и малоэтажного района «Счастье» первый юбилей, поэтому, пользуясь случаем, хотелось бы поздравить всех наших друзей, партнеров и коллег с этим праздником, поблагодарить за поддержку и профессионализм. И отдельную благодарность, конечно, заслуживают наши жители, благодаря которым поселок «Счастье» растет, развивается и день ото дня становится только лучше. За время реализации проекта мы неоднократно оглядывались назад и каждый раз приходили к одному и тому же выводу: самое главное – это держать свое слово и сдавать объекты вовремя.
Вы правы, пять лет назад многие не верили в то, что неизвестный застройщик в непопулярной локации по чуть ли не самым низким на рынке ценам может предложить качественный продукт с правильной и понятной схемой продажи, а потом еще и сдать объект без просрочек и проблем. Даже сейчас, спустя пять лет, мы периодически сталкиваемся с комментариями наших новых покупателей о том, что тогда, в 2013-ом, они не поверили в проект и не рискнули вложиться, но вернулись сейчас, когда комплекс уже практически завершен. Первые две очереди проекта были небольшими, и мы сдали их на квартал раньше заявленного срока, что, наверно, на тот момент и помогло сформировать необходимый уровень доверия у покупателей.
Как говорится, знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Были бы уверены на старте, что проект будет пользоваться таким высоким спросом, продавали бы дороже. Это к вопросу о том, что сделали бы по-другому. Ну, а если серьезно, то за годы реализации проекта стало очевидно, какие метражи и планировки наиболее ликвидны, если бы могли это предсказать на старте, то сделали бы упор на самые востребованные варианты.
С какими сложностями пришлось столкнуться во время реализации проекта, сложностями, которые оказались неожиданными? Как удалось их преодолеть?
Из сложностей на ум приходят только неоднократные изменения в 214-ФЗ за этот период. Сначала мы столкнулись с тем, что не был определен список страховых компаний, потом появились поднадзорные органы, компенсационный фонд. Еще кризис 2014 – 2015 года отразился на продажах, будем честными. Но теперь нас вряд ли можно чем-то удивить или испугать, мы набрались опыта и с уверенностью смотрим в будущее. А секрет преодоления трудностей прост – мы верили в свой проект, искренне за него переживали и делали все от нас зависящее, чтобы существующие временные трудности не отражались на покупателях.
Рынок малоэтажного строительства, откровенно говоря, не сильно развивается. А успешных проектов таунхаусов можно сосчитать на пальцах одной руки. На ваш взгляд, есть ли у такого формата будущее, как он будет меняться? Что вообще мешает развитию строительства вне мегаполиса?
Развитию строительства вне мегаполиса мешает неразвитость инфраструктуры. Конечно, можно говорить об экологии и жизни на лоне природы, но реальность такова, что современному покупателю в большинстве районов Ленобласти приходится дожидаться инфраструктурных объектов несколько лет.
Второй фактор – отсутствие технической возможности подключения к коммуникациям, а также их высокая стоимость. Очень часто, рассматривая какой-либо участок под строительство в области, мы сталкиваемся с тем, что подвести к нему необходимый объем коммуникаций настолько сильно увеличит себестоимость проекта, что цена продажи окажется неконкурентной.
А что касается малоэтажных проектов, то на наш взгляд объективнее разделять форматы: многоквартирные малоэтажные комплексы отдельно, таунхаусы – отдельно. Все же от таунхаусов у покупателя немного другие ожидания, они ближе к ИЖС, чем к квартирам. Мы уже неоднократно говорили о том, что считаем формат таунхаусов перспективным, и на своем примере доказали, что даже масштабные проекты таунхаусов могут быть стабильно востребованы на всем периоде реализации, главное, чтобы проекты были продуманными и могли предложить покупателю не меньше, чем он ожидает, и по качеству строительства, и по локации, и по цене, и по дальнейшему обслуживанию комплекса.
Уже сотни семей поселились в поселке «Счастье» - что на ваш взгляд, удалось в проекте, а чего не хватает нынешним новоселам?
За время реализации мы постоянно старались адаптировать проект под требования рынка, наверно, поэтому многие покупатели могут найти в «Счастье» что-то для себя. Сейчас, объективно, не хватает детского сада, запроектированного на территории комплекса. К сожалению, его реализация осуществляется не в те сроки, которые мы планировали на старте. Но разрешение на строительство получено, в данный момент проходим этап согласования с администрацией Ленобласти.
Чем собирается заниматься ваша компания после того, как будет сдан последний корпус «Счастья»? Когда планируется запуск нового проекта и в какой локации он будет расположен? Будет ли проект поселком таунхаусов и, если да, то в чем его сходства и различия со «Счастьем»? Когда планируется завершить новый проект?
На данный момент мы разрабатываем ППТ соседнего с МЖК «Счастье» участка, на котором собираемся разместить малоэтажный жилой комплекс, но уже с квартирами. В проекте планируется около 6-7 очередей, детский сад на 140 мест, торговый и спортивный комплексы. Проект планируется выводить на рынок к лету 2019 года. Реализацию нового проекта таунхаусов мы также рассматриваем, так как, повторюсь, считаем данный формат перспективным. Совершенно точно, что следующий проект таунхаусов будет опираться на опыт «Счастье», в нем будут учтены пожелания покупателей, предложены наиболее востребованные планировочные и архитектурные решения.