Итог продаж весенних месяцев 2015 года на загородном рынке, увы, неутешителен. За три месяца участники информационного обмена реализовали 283 лота. Это почти вдвое меньше, чем за тот же период в прошлом году, когда было продано 511 объектов.
Конечно, надо учесть особенности прошлого года. На весенние месяцы пришелся пик спроса, потом же интерес горожан к загородному жилью пошел на спад. В этом году число продаж в апреле и мае не так уж сильно отличается от количества сделок в осенние месяцы 2014 года, когда начал ощущаться спад на рынке. Необходимо вспомнить и необычайно «жаркий» декабрь, в этом месяце перспективный спрос был выбран на какое-то время вперед (граждане, предполагавшие приобрести участки и дома в перспективе, решили сделать это немедленно, не рискуя оставаться с дешевеющей наличностью на руках).
Динамика и структура сделок участников информационного обмена
здесь и далее данные Бюро аналитики по рынку недвижимости
Динамика и структура выручки участников информационного обмена, млн. руб
Хотя участков без подряда итак продавалось в разы больше, чем домов и таун-хаусов, в последние месяцы эта тенденция еще усилилась. По статистике информационного обмена, 85% продаж, приходятся на наделы под самостоятельную застройку. «Эти объекты потеряли меньше других в общем объеме продаж. Так, по итогам весны число реализованных участков сократилось на 30% по сравнению с прошлым годом: не мало конечно, но и не катастрофа. А вот коттеджей было реализовано почти в 2,5 раза меньше (14 против 32), а таун-хаусов – в 4,2 раза (35 против 147)», — делится наблюдениями Дмитрий Сперанский, руководитель Бюро аналитики по рынку недвижимости.
Необходимая оговорка. Для корректности сравнения, мы пока не включаем в статистику данные по продажам компании «Айдадом». Этот застройщик ведет в данный момент 14 проектов комплексной загородной застройки, все они имеют неплохие показатели по продажам. Включение их в статистику исказило бы истинные тенденции: мы бы увидели бум сделок в последние два месяца, что неверно отражало бы реальную картину рынка.
По практике прошлых лет, в летние месяцы продажи идут наиболее активно (2014 год был исключением из этого правила), опрошенные застройщики отмечают, что и в этот раз они видят активизацию спроса. «В июне сделки у нас в компании пошли ощутимо активнее, чем в весенние месяцы. Уверен, что по итогам лета мы увидим рост числа продаж в наших проектах. Опыт показывает, что лето на загородном рынке — это высокий сезон», — делится наблюдениями Алексей Баринов, коммерческий директор компании «Айдадом».
Аналогичного мнения придерживается Ольга Ландграф, руководитель отдела продаж коттеджного комплекса «Юкковское». Впрочем, эксперт предупреждает от излишнего оптимизма: «Если спрос не выровняется в ближайшие месяцы, видимо, пополнится список проектов, которые вынуждены будут уйти с рынка. Прежде всего, в «группу риска» попадают поселки, находящиеся на ранней стадии реализации».
Однако есть и те, кто не разделяет радужные настроения коллег. «Думаю, летом каких-то особых всплесков продаж не предвидится. Многие покупатели уверены, что цены на жилье должны снизиться и упрямо ждут этого понижения. Мы в своих проектах цены не снижаем, но и новых домов пока не закладываем», — говорит Геннадий Черненко, застройщик проектов «Хвойное» и «Ольшаники-2».