Вопрос на самом деле безразмерный. Всегда ли покупка жилья выгоднее аренды? («Я уж лучше буду платить по ипотеке, но за свое!») Так ли уж необходимо детям «родовое гнездо»? И так далее.
В коммерческой недвижимости появились коворкинги и апартаменты, в загородной - кохаузинги… В общем виде речь идет о сокращении личного пространства и увеличении доли общественного.
На уровне макроэкономики: в развитых странах на рынках жилья растет доля аренды. Мобильность особенно важна при поиске работы (особенно - для молодежи). А собственность перестала быть сакральной. Свой домик из «американской мечты» остался в 50-х.
Конечно, речь не только о недвижимости. Каршеринг и «Бла бла кар» (сервис по подбору попутчиков) теснят автовладельцев. Выгоды от собственного авто не так уж очевидны после знакомства с ценниками на машиноместо или после получаса, потраченного на поиск парковки в переполненном центре.
Процесс смещения интересов от собственности к пользованию - явление глобальное. Но «национальные особенности» домовладения тоже со счетов не сбросишь.
Компания «ФАКТ. Коттеджные посёлки» затеяла специальное исследование, чтобы определить: как потенциальные покупатели относятся к кохаузингу? (Это когда дома - частные, но пространство перед ними, а также, возможно, техника, садовый инвентарь и пр. - общие). «Опрос показал, что в целом аудитория положительно относится к новому формату, - говорит директор по маркетингу Анна Семенищева, - но есть и опасения. Например, как договариваться с соседями о том, кто убирает общественную территорию, как согласовать условия использования и как совместно решить, что будет возведено в этой зоне».
Валерий Соколенко, генеральный директор компании «Landkey», сомневается: «В Дании (на родине кохаузинга) такой вид жилья очень популярен, но в России ему трудно. Совместное пользование подразумевает совместную ответственность, а у нас пока все отлично только с пользованием…»
Дмитрий Новосельцев, председатель правления «1-й Академии недвижимости», обращает внимание на другой аспект этой проблемы: молодые предприниматели предпочитают не покупать, но арендовать дорогие коттеджи для своей семьи. «Они не хотят замораживать капитал (в размере стоимости домовладения) в слабо ликвидной недвижимости. Они эффективно используют его в своих проектах, получая доход, часть которого спокойно тратят на аренду. Это именно тренд», - полагает г-н Новосельцев.
Артем Чесноков, руководитель проекта «Suvantojärvi», уверен, что развитие арендного сегмента в загородной недвижимости тормозится низким качеством предложения.
И здесь получается замкнутый круг: чтобы вкладываться в проекты с длительным сроком окупаемости, девелопер должен располагать либо собственными ресурсами, либо иметь доступ к «длинным» и недорогим кредитам. А об этом пока - особенно на фоне повышения Центробанком ключевой ставки - можно только мечтать. «Чтобы раскручивать долгие арендные проекты, - говорит Ольга Колганова, директор по маркетингу компании «Хун Фу Новый Сити», - нужны первоначальные инвестиции, нужны длинные и недорогие деньги. Это главные условия. У нас их нет».
«Смещение интереса у молодых покупателей от владения к пользованию – это западный тренд, - подтверждает Светлана Московченко, руководитель отдела исследований компании Knight Frank. - В России он представлен единичными примерами и, по нашему мнению, не сможет в полной мере развиться».
Скорее всего, не только экзотические кохаузинги и коливинги, но и более привычные для нас арендные поселки в ближайшие годы останутся нишевым продуктом. Но и это важно: то сумеет ухватить за хвост новую тенденцию и (возможно) на ней заработать - окажется в лучшем положении при изменении экономической ситуации.
Полностью материал можно посмотреть в журнале «Пригород».