Уже четвертый год количество поступлений в сегменте коттеджных поселков держится на одном уровне. Сравните: в 2008 году вышло 97 малоэтажных комплексов, в 2009 год – 91, в 2010 году – 89.
Существование поселков бизнес-класса основано на стремлении людей, заработавших приличные деньги, конвертировать их в социальный статус. Процесс этот сложный, обычно занимает несколько поколений, но начинают его во всех странах примерно одинаково, покупая дорогостоящую статусную недвижимость.
В 2011 году число сделок у загородных застройщиков возросло на треть по сравнению с 2010 годом, но доход не увеличился, а даже немного сократился. Такой вывод можно сделать из данных информационного обмена среди загородных застройщиков.
В ситуации, когда у людей отсутствует знание того, как быть богатым, в ход идут просмотренные кинофильмы, специальные журналы и внутренние представления о прекрасном и великом. В мире элитных коттеджей логика и рациональность не имеют силы, главное – статус и его преломление в богатом внутреннем мире покупателя и девелопера.
Пожалуй, самое странное в статистике продаж коттеджных поселков в 2011 году – практически полное отсутствие сезонного фактора. В течение года случились два локальных всплеска продаж: в июне и октябре, в остальном – активность покупателей оставалась ровной.
Нынешняя осень бьет все рекорды по активности загородных застройщиков. Ноябрь, который никогда не считался удачным месяцем для начала продаж, показал весьма высокие результаты.
Важным фактором, сыгравшим значительную роль в быстром развитии рынка недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области, стало быстрое развитие стандартов качества. За прошедшие полтора десятка лет в структуре спроса и в структуре предложений загородной недвижимости произошло немало изменений, вызванных экспортом технологий строительства, стандартов жизни, а также общей экономической ситуацией в стране.
Поселки комфорт-класса предельно неконкретны, требования к ним неясны, качство результата сильно разнится. Иногда кажется, что их строят не от хорошей жизни, а от маркетинговой безыдейности.
Октябрьская статистика продаж в коттеджных поселках не имеет ничего общего с ощущением подъема, царящем на квартирном рынке. Хотя формально сделок было подписано довольно много, однако суммы продаж удручающе малы.
Такого обилия октябрьских новичков не бывало еще никогда! Похоже, загородные застройщики всерьез поверили в окончание кризиса.